8-800-301-95-99

МИЛАН 2008. «Креативность – это неизвестный язык, понятный каждому» B&BItalia

Международная мебельная выставка в Милане – это сложный организм, впитавший не только всю историю итальянского дизайна, но и множество мировых тенденций. На несколько дней в конце апреля на огромном количестве выставочных площадей  все эти тенденции переплетаются, открывая новое в форме и пространстве.

Организационно структура выставки состоит из двух компонентов: Выставочный комплекс RHO Fiera, построенный по проекту Массимилиано Фуксаса, где разместилась выставка Isaloni, и городское пространство – место действия выставки Interni, омечавшей в этом году свое 20-летие. И если выставка  RHO Fiera – это плотно скомпонованный объем, то Interni представляет собой очень неоднородную структуру студий, где может быть представлен как один объект, так и целая коллекция предметов интерьера.

Мотивом, послужившим М.Фуксасу прообразом для проектирования выставочного комплекса, была идея реки и воды как бесконечного движения и обновления. Центральная ось плана перекрыта огромным стеклянным «потоком» с водоворотами и заводями, в который «вливаются» выставочные площади.

Бассейн в основании архитектурного объема.

Стеклянное перекрытие центрального объема комплекса

Безусловного внимания требует подача экспозиций – зонирование при помощи баннеров, перфорированных поверхностей, тканей и вертикальных нитей. Основной ценностью таких объектов является их частичная проницаемость – они не скрывают, а соединяют за счет усложнения структуры пространства. Они могут полностью делить пространство плоскостями, или использовать только фрагмент вертикали, оставляя его нерасчлененным в плане. Гамма используется ахроматическая с преобладанием белого или с доминированием одного спектрального цвета. Причем цвет и свет могут создаваться мультимедийными средствами и изменяться, принимать формы принтов с орнаментальными и растительными элементами. Создаются целые светящиеся плоскости, куда транслируется изображение или просто цветовое пятно, таким образом стена получает функцию элемента освещения.

Особо стоит отметить световое зонирование – неравномерность освещения экспозиции, где лучи выхватывают акцентные точки, а часть объектов погружается в полумрак. Этот композиционный прием обусловлен  эволюцией самого светодизайна.

Бумага и ткань как зонирующие перегородки

Экспозиция фирмы Moroso

В этом году на Миланской выставке свет не был размещен в отдельном павильоне – все многочисленные формы освещения соединились с мебельными экспозициями. Основным изменением стало грандиозное увеличение размеров световых объектов: они превратились в световые короба, колонны, «имитации» оконных проемов, светящиеся арт-объекты, отверстия в потолочном или стеновом покрытиях. Причем количество света, производимое столь внушительными формами невелико и световой поток рассеян.

Деревянная стружка внутри светового короба – «светящаяся» фактура

Подсветка зоны общения

Напольные часы-светильник

Кровать со светящимся стеклянным основанием

Второй тенденцией светодизайна можно назвать отделение пластики плафона от светового элемента. Лампочка и ее оболочка уже не единый организм, а симбиоз двух самостоятельных, порой не очень связанных пластически компонентов. При этом источник света, как правило, предельно прост – лампа накаливания, все внимание автора достается оболочке. Частым приемом освещения становится композиция из «семьи» светильников или ритмического повторения большого числа одинаковых простых элементов.

Особенным компонентом RHO Fiera является выставка Salone Satellite, представляющая творчество молодых дизайнеров, студентов учебных заведений и некоммерческих организаций, занимающихся продвижением дизайнерских идей и внедрением их в производство. Предметом подачи может быть один или несколько объектов, выполненных в материале, что часто сопровождается графическими разработками и моделями. Критериями оценки конкурса являются новизна и концептуальный подход, где не последнее место занимает образность, поиски яркого прототипа, способного разбудить воображение. Интересны проекты, объединенные общей темой исследования, где участвует несколько авторов с индивидуальным видением поставленной задачи.

Исследовательский центр ODCD (Kookmin University, Seoul, Korea;Musashino Art University,Tokio, Japan; Tsinghua University, Beijing, China). Тема семинара: вода и ее источник (кран).

В этом году Милан отмечал 10-летие проекта «Грандиозные события Interni», предметом которого являются художественные инсталляции. Экспозиция GreenEnergyDesign развернулась на открытых пространствах внутренних дворов Миланского университета, здания постройки архитектора Филарете 15 века. Темой проекта стало исследование эко-составляющей стороны дизайна, что и определило его название – «Дизайн зеленой энергии». Это относилось в первую очередь к уникальным технологиям по использованию переработанных и нетоксичных материалов, энергосберегающих систем и экологических видов энергии. Но также эко-дизайн предполагает новый тип общения человека с окружающей средой, направленный на созерцание и эмоциональную разгрузку. Надо отметить, что исторически для Италии (как и всего Средиземноморья) жизнь на открытых пространствах, существенным элементов которых был внутренний двор с крытой галереей и садом, является неотъемлемым элементом культуры. Выбранное пространство органично вместило все разнообразие представленных инсталляций, а участниками проекта стали великие мастера итальянского и мирового дизайна: Марио Беллини, Антонио Читтерио, Гаэтано Пеше, Марко Пива, Патрисия Уркиула, Росс Ловгров, Филипп Старк, Тошиуки Кита. Объектами дизайна стали свет и мебель для открытых пространств, ветряные мельницы для получения энергии, павильоны, скульптура.  На галереях развернулись огромные мультимедийные представления: «росли» световые деревья крутились мельницы, двигались графические символы эко-дизайна.

Вид с галереи на главный двор.

Световая инсталляция не галерее Studio Azzurro

«Павильон для медитаций» Марио Беллини

«Светящиеся облака» с кинематическим элементом  Дэниса Сантакьяры

Не менее значимым событием Interni стала серия выставок в Триеннале, где разместился музей дизайна. Структура пространства и содержание постоянно действующей выставки, посвященной истории итальянского дизайна, показывает, насколько значимой для Италии является эта область деятельности, родившаяся на стыке искусства и производства. Причем на развитие дизайна оказывает воздействие весь исторический пласт – от римской эпохи до индустриального подъема XX века. В Триеннале представлена экспозиция «Made in Cassina», посвященная 70-летию (!) знаменитой мебельной фирмы, которой удалось сотрудничать с большинством великих мастеров от Ф.Л.Райта  и Ле Корбюзье до Марио Беллини и Филиппа Старка. Шоу-рум «Кассина», действующий отдельно от выставки, демонстрирует новейшие плоды этого сотрудничества.

 Кроме этого в Триеннале  Карим Рашид  представил свой проект Casa Digitalia, где все поверхности шестигранной комнаты были выполнены из ламината с нанесенным цветным рисунком. Пространство балансирует на грани оптических иллюзий и сложной орнаментики. Небольшой объем включил все необходимое для жизни – гостиную, спальню, душ и ванную, прихожую – геометрические и иррациональные одновременно. Помимо предельно контрастной цветовой гаммы дизайнером использованы отражающие поверхности и динамично меняющаяся цветная подсветка прозрачных стен, одновременно служащих источниками освещения.

Кресло Марио Беллини в экспозиции «Made in Cassina»

Диван Филиппа Старка в студии Кассина

Спальня и прихожая в«Casa Digitalia» Карима Рашида в экспозиции Триеннале

Динамический компонент был положен в основу проекта «Notebookdesign party» Марко Пива. На экране, занимавшем значительную часть стены, демонстрировались наброски и эскизы, из которых впоследствии возникли предметы мебели, интерьеры и архитектура, частично представленные на выставке уже «во плоти». Автор предоставил уникальную возможность увидеть предмет в самом начале замысла, проследить его становление и рождение в материале, справедливо утверждая, что для художника не так страшно потерять паспорт как записную книжку или блокнот.

Но в промышленном дизайне красоту замысла от реальности часто отделяет сложный технологический процесс производства, порой не дающий автору полной свободы в создании форм. Преодолеть это обстоятельство попыталась знаменитая швейцарская фирма Витра, давшая возможность дизайнерам закрыть глаза на дороговизну и сложность технологии ради чистоты замысла. Результатом этого эксперимента, также представленном в Триеннале, стала выставка «Vitra Editions», экспонаты которой были произведены в ограниченном числе экземпляров (не более 24 ).

«Vitra Editions»:  столы в исполнении Захи Хадид

Дизайн как явление и профессия сформировался под влиянием массового производства, породившего свободу выбора формы, цвета и конструкции предметов и постоянно возрастающую частоту обновления окружающей среды.  Идею совершенства как долговечности вещи соединить с современной эстетикой производством сложно. Настолько, что 40 лет тому назад нашелся только один человек, посягнувший на практическое решение этой задачи: Пьеро Буснелли, основатель B & B . Буснелли понял, что «догнать» мастеров прошлого в искусстве создания шедевров, живущих века, можно только устремившись в будущее. Последовательный консерватор во всем, что касается качества, он был новатором по отношению к технологии и ценителем авангардного дизайна. B&B прославили не дизайнеры, а архитекторы, причем легендарные – Тобио

Скарпа, Марио Беллини, Вико Маджестратти. Они принесли в проектирование мебели концептуальный размах «большой архитектуры» и трепетное отношение к ремесленной культуре, которую Скарпа сравнивал с мастерством музыканта-виртуроза. Они рассматривали стол, диван или кресло не только как самостоятельный предмет, но и как часть будущей пространственной композиции — именно поэтому их произведения так легко находят себе место в интерьере. Позже, когда уже B&B, в свою очередь, наделяла всемирной известностью сотрудничавших с ней архитекторов, все эти тенденции развил и переосмыслил Антонио Читтерио, автор первого в мире модульного дивана Sity.

История B&B до сих пор служит примером появления новой идеологии дизайна, новой пластики и технологии, породившей оригинальные виды мебели, ее новую сценографию и тип экспозиции, а также тип рекламы. Все это получило название эмоционального дизайна.

«Мун-систем»Захи Хадид

Предметы коллекции «Фэт» Патрисии Уркуилы


Коллекция для открытых пространств «Канаста», дизайн Патрисии Уркуилы

Системы хранения и кресла Антонио Читтерио

Сегодняшние коллекции B&B отражают все сильные тенденции мебельного дизайна – эксперимент с геометрией формы и размерами традиционных предметов мебели – диванов и кресел. Они «переросли» хозяина – приобрели габариты, значительно превышающие размеры человеческой фигуры. В новой рекламной компании B&B заявлено: «Вам не нужно находиться внутри помещения, чтобы ощущать себя дома». Мебель заимствует у архитектуры функцию ограничения пустоты, предназначенной не просто повторять очертания фигуры, но создавать пространство обитания.

Аналогичное пропорционирование проникает в эстетику и других брендов. Таковы формы мебели, представленные Paola Lehti, которые выполнены в технике плетения. Они разработаны в необычайно богатых фактурах и цветовой гамме, часто лишены жесткости, превращаясь в огромные пуфы, распластанные на полу.

Выставка Interni относится к Fuorisalone, являясь  фестивалем-«бахромой», окаймляющей основную выставочную площадку в RHO Fiera, в котором принимают участие и профильные учебные заведения. Среди них – партнер школы дизайна Артфутуре – NABA, которая принимала на соей территории школы и университеты из 10 государств. Участникам было предложено организовать мастерские, где студенты за короткий срок работы выставки реализовывали собственный проект и экспонировали его в специально заготовленных пространствах. «Артфутуре» совместно с Университетом Технологии и Дизайна представила проект с участием студентов двух направлений – дизайн интерьера и одежды. Программой фестиваля был предусмотрен обмен студентов из различных учебных заведений в ходе работы в мастерских, благодаря чему к проекту Артфутуре присоединились студенты направления «промышленный дизайн» Университета Неаполя.