Выставка Isaloni в Москве. Взгляд преподавателей Школы Дизайна «АртФутуре».
Выставка порадовала четкой структурой экспозиции и внимательной компоновкой каждого модуля. Первое, что необходимо отметить – грамотную организацию зрительного ряда. Несмотря на значительную площадь, путешествие по залам не вызывало привычного чувства усталости от большого количества материала. Довольно простая модульная система подачи объектов не превращалась в монотонный ряд: камерные пространства сменялись открытыми, отдельные объекты соседствовали с многокомпонентными интерьерными решениями, экспозиции светильников различных форм и цветов соединялись с естественным освещением мебельных композиций.
Вполне традиционное разделение на «классику» и «современность» позволило рассмотреть эти две тенденции в мире дизайна как самостоятельные развивающиеся системы. В каждой из них есть направления, стремящиеся к избыточной выразительности, но также присутствуют очень лаконичные и глубокие по степени осмысления пластических идей.
Декоративная покраска комодов, столов и стульев исторических стилей в яркие спектральные цвета и применение геометрических черно-белых ритмов, контрастных пластике поверхности превращает предмет в арт-объект. Одного такого элемента в интерьере вполне достаточно для создания индивидуального стилевого решения.
Ахроматически решенный интерьер остается высшей похвалой мастерству дизайнера, тем более, когда речь идет о черном цвете. Интересно, что, решенный полностью в черном цвете, фрагмент не приобрел ореол торжественности, мрачности, строгости, а просто остался живым, чистым и очень привлекательным пространством. Он собрал все богатство фактур: стекло, лак, рельефные ткани, шелк, и был обогащен несколько гротескным элементом из металла.
Очень разнообразна работа с поверхностями, при этом наиболее применимым оказывается самый традиционный материал – дерево. Модульная система панелей-перегородок из дерева с металлизированной фактурной поверхностью, которые могут выполнять функцию дверцы, белый лакированный стол с нанесенным вручную орнаментом, принты на дереве, стилизованные под инкрустацию, темный полированный шпон в сочетании с металлом – все это указывает на непрерывную связь с традиционной культурой, и в то же время высокотехнологичном модернизированном производстве, меняющем облик даже самых традиционных приемов.
Пластмассовая мебель образует отдельное по формам выразительности направление дизайна. Несомненным преимуществом материала является его беспредельная пластичность и отсюда – почти скульптурные силуэты и лаконичность форм. Циркульные структуры варьируются от простой перфорации круга до объемов на основе парабол и эллипсов. Пластиковые формы, являясь воплощением идеи серийного производства, хорошо воспринимаются в группе. Они просты по форме, но разнообразны по цвету и обогащают пространство увеличением своего количества.
Пластика дерева преобразована настолько, что балансирует на грани потери тектоники. Предмет практически растворен в пространстве. Выполненные из натурального дерева образцы благодаря ювелирной обработке преодолевают массивность материала и могут соперничать в легкости с силуэтами пластмассовых форм, имея при этом почти бархатную на ощупь поверхность. Поэтому белый пластиковый фрагмент естественно «врастает» в плоскость столешницы, не вызывая стилевых разногласий.
Преобладание почти линейных форм в композиции дает возможность доминировать конструкции и составлять всю ценность образного решения. Стеклянная столешница лишь подчеркивает ясные структурные связи.
Не оставляют равнодушными и полиуретановые биоморфные кресла Г.Пеше, фантастические прозрачные светящиеся диваны из метрически организованных кубических форм. Находящиеся внутри световые элементы дают слабый подогрев поверхности, смягчая несколько холодный облик «ледяных кубиков».
Системы хранения привлекательны с точки зрения формообразования. Представлено большое количество типов структур. Во-первых, – «вечный» куб, организованный как модульная вертикальная структура, квадратная в плане и имеющая ось вращения. Каждый уровень по вертикали содержит различное количество пустот и закрытых частей фронтальных плоскостей.
Во- вторых, представлены диагональные композиции. Одни развиваются вертикально и создают огромный динамический эффект. Лишенные прямого угла объемы различным образом развернуты вокруг вертикальной оси и собраны в «падающую» башню. Другие просто содержат метрические ряды секций, где диагональ расположена в глубине объема и ее направление чередуется.
Особым видом систем хранения является лишение их всех плоскостных элементов и замена их линейными, среди которых «висят» книги. При всей фантастичности предложенных решений, все представленные объекты отличает удивительная вместительность, компактность в пространстве и функциональность.
Традиционная форма для хранения – стенка, состоящая из различных по объему сегментов, получила несколько новых направлений. Первое – это функция зонирующей перегородки, подразделяющей большое пространство на несколько перетекающих. При этом многие объемы прозрачны и досягаемы из обеих подразделенных зон, а многие закрыты, но тоже досягаемы за счет двусторонней дверцы. Фронтальная композиция такой стенки содержит выступающие и заглубленные элементы, приносящие на плоскость игру светотени. Своеобразным открытием стал новый взгляд на использование полированных поверхностей. «Полировка», в сознании российского потребителя носящая несколько негативный оттенок эстетики 70-80 гг. XX века, приобрела богатство цветового решения: разнообразнейшая палитра окраски шпона нескольких пород дерева позволила соединить работу цвета и фактуры в единое композиционное решение (коллекции Il Loft).
Свет.
Световые решения можно сгруппировать, хотя и довольно условно, по преобладающему образному компоненту. В одном случае – это стремление раствориться в пространстве или плоскости стены, когда сам источник света нечеткий, а присутствует некий светящийся геометрический объем.
В других случаях, напротив, светильник становится арт-объектом, призванным доминировать в пространстве и задавать его стиль.
Особым объектом можно считать светильник, напоминающий камни или капли воды, застывшие в воздухе. Его пластика связана с активно развивающимся направлением архитектуры – bubble architecture («архитектура пузырей»), где форма строится только на кривых.
Важным аспектом работы со светом является биоформа как источник вдохновения и способ решения структуры: это могут быть растительные формы или объекты водного мира. Ритм как свойство организации биоформы и возможности его выявления при помощи направления света в объекте способствуют бесконечному зарождению дизайнерских идей.